Москва
Выберите ваш город
Москва
Санкт-Петербург
Кострома
Нижний Новгород
Новосибирск
Иркутск
Владивосток
Краснодар
Сочи
Екатеринбург
RuEn
Москва
Выберите ваш город
Москва
Санкт-Петербург
Кострома
Нижний Новгород
Новосибирск
Иркутск
Владивосток
Краснодар
Сочи
Екатеринбург
8 (800) 550-02-51
Заказать звонок

E-mail

russiabigbo@gmail.com

Адрес

г. Москва, ул.Островитянова, д.9

Костромская обл., г. Кострома, ул. Зеленая, д. 2 А, литер А, пом. 1

Алсиб — воздушная трасса между Аляской и СССР, начавшая действовать в 1942 году. По этой авиатрассе перегоняли самолёты, которые США поставляли в Советский Союз по договору ленд-лиза. Также по этой трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты и дипломатических работников.

За время существования трассы советские лётчики перегнали по ней 8094 самолета. Аэродромы Алсиба строились быстро — за пять-восемь месяцев, несмотря на суровость северного климата и труднодоступность мест. Всего за годы войны было построено 26 аэродромов.

Но не все самолеты успешно преодолевали воздушный коридор из-за тяжелых погодных условий и неисправностей. Потерпевшие крушение остались лежать в местах падений.

  • В прошлом году экспедиция РГО уже исследовала Алсиб, предварительно поработав в архивах. В 2022 году специалисты РГО вновь снарядили экспедицию, на этот раз с нашим участием, чтобы продолжить изучение легендарной воздушной трассы, вывезти часть сделанных находок, а также установить памятные знаки в честь погибших летчиков и привести в порядок места их захоронений. Целью новой экспедиции стал бывший аэродром Танюрер и его окрестности.

Аэродром Танюрер — "заповедник войны" на Чукотке

Аэродром Танюрер был построен на острове, в устье одноименной реки при ее слиянии с Анадырем. По окончании Великой Отечественной войны этот аэродром получил статус посёлка и продолжал работать на оборону страны. Там базировалась секретная воинская часть. Задачей авиадивизии, которая здесь размещалась, был перехват неприятельских самолетов, которые могли в случае войны прилететь к нам с ядерным оружием. Когда же наступила эра баллистических ракет, то необходимость в этом аэродроме отпала и число жителей поселка уменьшилось до одного метеоролога.

В Танюрер мы вылетили из аэропорта Анадыря. Доставлял участников экспедиции со всем снаряжением и транспортом — двумя квадроциклами и вездеходом BigBo, грузовой вертолет Ми-26 ВВС России.

Обнаружить с воздуха разбитые остовы военных машин бывает непросто. Ещё сложнее — вывезти их оттуда. Порой даже доставить людей к местам крушения — целая история.

В условиях тундры сразу выявились преимущества нашего вездехода перед квадроциклами: во-первых, нет риска утонуть в болоте, а во-вторых, как впоследствии выяснилось, только он способен вытащить на относительно сухое место всё найденное экспедицией.

Первое, что обнаружила экспедиция, — это части двухмоторного самолёта, бомбардировщика А-20 "Бостон", очевидно, разбившегося при посадке. Его обломки оказались разбросанными на сотни метров.

В болоте мы нашли два двигателя от самолета С-47 "Дуглас". Один из них практически утонул в болоте — пришлось цеплять трос и вытаскивать вездеходом.

Также была обнаружена хвостовая часть истребителя P-63 "Кингкобра".

Рядом с бывшей взлетно-посадочной полосой был найден редкий авиационный тягач REO 29-XS. Руководитель экспедиции РГО Олег Подклетнов предположил, что, возможно, это единственный в мире сохранившийся экземпляр. Автомобиль выпускался с 1942 года в качестве седельного тягача, аэродромного топливозаправщика и ремонтно-эвакуационной машины.

Кроме обломков самолетов, на Танюрере нашли и другую лендлизовскую технику. Например, насадку на вездеход — снежный плуг для расчистки взлетно-посадочных полос от снега.

Таким образом, за две недели было найдено с десяток интересных экземпляров, которые удалось отвоевать у природы и отправить на Большую землю. С помощью вездехода, преодолевшего болотную трясину, были вывезены крупные детали нескольких бортов, часть которых впоследствии будет передана в местные музеи.

Одной из задач экспедиции РГО было спасти из небытия уникальные технические экземпляры. Что-то из них будет отреставрировано, а какие-то образцы будут экспонированы в том виде, в котором они были найдены.

Алсиб стал важной частью транспортной инфраструктуры, которая позволила после войны интенсивно и быстро осваивать весь этот регион. Некоторые из этих аэродромов работают до сих пор и даже трансформировались в большие аэропорты с полноценными бетонными взлетно-посадочными полосами.

Итогом экспедиции станут документальный фильм и выставка об истории воздушного коридора Алсиб, информация о котором стала появляться в публичном пространстве после 1990-х годов

Источник статьи - канал Вездеход-амфибия BigBo.

Видео-отзыв о поездке на снегоболотоходе BigBo на АКПП
Видео-отзыв о поездке на снегоболотоходе BigBo на АКПП
В тур по "Золотому кольцу"? Не забудьте по BigBo!
В тур по "Золотому кольцу"? Не забудьте по BigBo!
Такие впечатления от вездехода на АКПП BigBo!
Такие впечатления от вездехода на АКПП BigBo!
Яркие впечатления от покатушек на вездеходе BigBo с командой "Все Инструменты"
Яркие впечатления от покатушек на вездеходе BigBo с командой "Все Инструменты"